КАЛЛАСТЕСКАЯ (КРАСНОГОРСКАЯ) ОБЩИНА


Калласте (эст. Kallaste, русское название Красные Горы) – рыбацкий поселок, затем посад, в 1938 году получивший статус города. Калластеская старообрядческая община, бывшая федосеевская, ныне относится к поморскому согласию.

Рыбацкий поселок Красная Гора на берегу Чудского озера в имении Кокора волости Алатскиви в 39 километрах от Тарту был образован в XVIII веке староверами федосеевского согласия, бежавшими преимущественно из новгородских земель. В 1802 году в деревне Красные Горы было построено деревянное здание моленной.

С указа Николая I о невозобновлении раскольничьих моленных (1826 год) начались гонения на староверов. В начале 1830-х годов волна репрессий докатилась и до Причудья. При обыске калластеской моленной нашли и реквизировали печатное Евангелие с надписью: «Новгородской епархии монастыря Савы Вишерского пожертвовано Марфою Ивановою игумену оного же монастыря». Ранее у староверов были отобраны еще две книги: «Повесть о соловецких страдальцах» и одна лицевая рукопись. В 1837 году моленная была запечатана под предлогом ремонта здания, якобы произведенного вопреки указу 1826 года.

Но жизнь в общине продолжалась. В феврале 1848 года рижский епископ Филарет сообщал рижскому губернатору Головину: «По запечатанию моленных в деревнях Красные Горы и Кольки, тамошние наставники обратили частные дома в моленные и отправляют в них богослужение по ночам. Таковые собрания бывают в д. Красные Горы в доме Савелия Кроманова, рекрутского старосты по Дерптскому уезду». В 1850 году власти обнаружили тайную моленную в ветхом деревянном домике. Дом было приказано уничтожить, а наставник Иван Иванов в апреле 1851 года был насильно присоединен к единоверию в ревельской Николаевской церкви.

Реформы Александра II несколько улучшили положение староверов Причудья. В 1865 году в Красных Горах был построен новый молитвенный дом, и богослужения в храме восстановились. В 1903 году в обветшавшей моленной был сделан капитальный ремонт.

20 августа 1913 года Лифляндским губернским правлением была зарегистрирована община под названием «Старообрядческая община старопоморского согласия в с. Красные Горы Лифляндской губернии». Наставником был избран Иоанн Семенович Глухарев-Русаков. В этом же году к существующему и поныне зданию моленной пристроили колокольню. Колокол стоимостью 1200 рублей приобрели на пожертвования местных жителей.

После провозглашения в 1918 году независимой Эстонской Республики Красногорская община была одной из самых крупных в Эстонии. Красногорцы официально зарегистрировали свою общину в 1924 году, а затем она дважды проходила перерегистрацию – в 1926 и 1936 годах. К 1930 году в ней насчитывалось 1300 прихожан. До 1930 года наставником был Мокий Макаров. 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, наставники Федор Савосткин и Самсон Кузнецов благословили на пастырское служение Никона Дмитриевича Кукина. Председателем Калластеской общины в это время состоял И.А. Долгошев, бывший делегатом на V Съезде старообрядцев Эстонии и избранный в состав Центрального Совета Старообрядческой Церкви Эстонии. В 1935 году председателем общины был избран Т.Ф. Малышев. Во второй половине 1930-х годов наставник Н.Д. Кукин был ненадолго арестован за проведение службы по старому календарному стилю.

Самым важным событием этого периода является проведение в Калласте V Съезда старообрядцев (17–19 июля 1928 года), на котором был принят Устав Старообрядческой Церкви и избран Центральный совет старообрядцев Эстонии.

В 1920–1930-х годах в Калласте был хороший церковный хор под управлением Филимона Федоровича Павлова. К Красногорской общине принадлежал иконописец и реставратор икон Марк Григорьвич Солнцев – ученик Г.Е. Фролова. Художественной вышивкой икон занималась Е.Е. Долгошева. Н.Д. Кукин славился как искусный переписчик рукописных книг.

В период с 1940 по 1991 годы нормальное развитие общинной жизни староверов в Эстонии было прервано. Начался период открытой антирелигиозной пропаганды и борьбы с религией. Весной 1941 года в Калласте был организован кружок воинствующих безбожников. Тем не менее староверы старались сохранить свой уклад жизни. 10 августа 1945 года община была зарегистрирована под названием Калластеской старообрядческой общины, и во второй половине 1940-х годов в ней насчитывалось 873 человека. Наставником был утвержден Илья Яковлевич Свинков, затем наставниками были Никон Дмитриевич Кукин, Илларион Петрович Тыльников и Николай Саввинович Шлендухов. Председателем общины в 1945 году избрали Исаака Шлендухова, позже этот пост занимали Трифон Иванович Горушкин, Герасим Иванович Гусаров, Петр Тимофеевич Шлендухов и Савелий Яковлевич Зубарев.

Со второй половины 1960-х годов до 1975 года наставником был Федор Яковлевич Ноев, затем короткое время – В.Д. Сельгицкий. Церковные службы проводили Евстолия Севастьяновна Шлендухова и Варвара Лавреньевна Захарова.

29 августа 1998 года впервые после 1940 года в Калласте совместно со всеми общинами Эстонии был проведен престольный праздник Калластеской моленной ¬–Успение Пресвятой Богородицы, что явилось восстановлением прежней довоенной традиции. Многолетний председатель общины Павел Петрович Варунин был избран секретарем Союза старообрядческих общин Эстонии.

В 1998 году местные старообрядцы принимали активное участие в праздновании 60-летия присвоения Калласте статуса города и 195-летия храма. О признании традиций староверия в Причудье говорит тот факт, что впервые в независимой Эстонии поздравить старообрядцев с памятными датами прибыл премьер-министр страны Март Сийман. В ходе праздника старший наставник Венедикт Давыдович Сельгицкий освятил флаг города. В настоящее время церковные службы проводит Хиония Ивановна Тихомирова.