Гребенщиковская община и ее архитекторы


Рассказ Александра Сенькова побудил меня заинтересоваться архитекторами, принимавшими участие в сооружении построек Гребенщиковской общины. Он поведал, что несколько лет назад во время уборки чердака бывшей женской богадельни (в советское время, так называемый, «Спутник»), он заметил на дымовых трубах надписи и рисунки, сделанные углем. Часть надписей на штукатурке осыпалась, но на оставшейся штукатурке можно с трудом различить некоторые надписи и рисунки. Так, Александр прочел одну из надписей: «Arch. Carl Baumann 1900». До этого рассказа, просматривая книгу протоколов Строительного комитета общины, я увидел запись, указывающую о том, что руководить перестройкой комплекса моленной в августе 1885 года поручено архитектору Ивану Яковлевичу Бауману. Действительно, осмотрев чердак, можно увидеть еще сохранившиеся надписи и рисунки на трубах, часть штукатурки с надписями доступна взору и сегодня. Я сфотографировал с трудом различимые надписи. Надпись «Carl Baumann 1900» ясно просматривается. Можно предположить, что в строительстве богадельни принимало участие несколько архитекторов Бауманов. Далее, сделав предположение, что архитектор Иван Яковлевич Бауман и известный первый академически образованный латышский архитектор Янис Фридрих Бауманис является одним и тем же лицом, тем более, что года жизни Яниса Фридриха Бауманиса (1834.4.VI–1891.31.III) позволяли принимать ему участие в строительстве храмового комплекса.

Я.Ф.Бауманис является автором проектов около 90 домов в Риге. Самые известные из них – это здание Лифляндского рыцарства (теперь здание Сейма), Государственной консерватории, Верховного суда, цирк, здание Банка Латвии и множество зданий в бульварном ансамбле города. Сделав это предположение, я направил соответствующий запрос в исторический архив, и через некоторое время был получен ответ о том, что отца архитектора Яниса Бауманиса звали Екаб Даниел Буманис, с 1832 года – Бауманис (1809–1845). Как известно, в русском языке имени Екаб соответствует имя Яков.

Теперь с большой уверенностью можно говорить, что перестройкой храмового комплекса Гребенщиковской общины в 1885 году руководил архитектор Янис Фридрих Бауманис, в русской транскрипции его называли Иваном Яковлевичем Бауманом. Скорее всего, после его кончины постройку комплекса оканчивал строитель Карл Бауманн (возможно, родственник Я.Ф.Бауманиса, сына звали Артур), вот откуда загадочная надпись на трубе богадельни.

Подробнее расскажем о перестройке Гребенщиковской богадельни.

В 1880 году во время попечительства Григория Григорьевича Лашкова для устранения неудобств (тесноты, мрака, в половодье заливались нижние этажи здания) был составлен архитектором Р.Шмелингом план перестройки комплекса. Но впоследствии этот план не вполне удовлетворил попечителей Богадельни и остался нереализованным.

5 марта 1885 года попечитель Киприан Григорьевич Макаров и председатель Строительного комитета Иона Федотович Тузов предложили прихожанам план перестройки комплекса Богадельни, начерченный архитектором И.Я.Бауманом. План И.Я.Баумана наиболее соответствовал главным требованиям: сохранял в значительной мере капитальные и основные части старого здания и представлял удобную планировку зданий. Стройка под руководством И.Я.Баумана продолжалась с 1 июля 1885 года по 1 июля 1888 года. За это время построили 2-х этажное каменное здание для 220 призреваемых женщин и перестроили старое 2-х этажное здание в 3-х этажное для помещения 160 призреваемых мужчин (современное здание моленной с жилыми помещениями за иконостасом). И.Я.Бауман является и автором плана 6-ти ярусного иконостаса Большого храма Гребенщиковской моленной. Чертеж иконостаса был представлен Строительному комитету 25 февраля 1887 года – иконостас был разделен 6-ю пилястрами на 5 частей, 3 средние части по 3 больших образа, а боковые, загнутые тупым углом по 2 образа с карнизом над первым ярусом с поясами, отделяющими верхние ряды. Шестой ярус для малых образов составляет фриз верхнего карниза. Внеся небольшие изменения, члены Строительного комитета в целом приняли план иконостаса И.Я.Баумана. Впоследствии большой дубовый иконостас был изготовлен на Русско-Балтийском Вагонном заводе.

Одной из заслуг И.Я.Баумана явилось то, что он убедил членов Стройкомитета установить 10 чугунных колонн (общим весом в 666 пуд., 5 ф.), поддерживающих хоры, вместо колонн из кирпичной кладки. Кирпичные колонны значительно уменьшили бы обзор храма. Чугунные колонны были изготовлены на литейном заводе «Верман и сын».

Согласно отчета Стройкомитета, архитектору И.Я.Бауману заплачено:

1) за чертеж новой постройки и перестройки старого здания с изменением 1-го плана и за наблюдение над постройкой – 2375 рублей;

2) за чертеж плана иконостаса – 175 рублей;

3) за чертеж плана ограды – 25 рублей.

Сегодня смело можно добавлять в послужной список архитектора Яниса Фридриха Бауманиса и проект перестройки храмового комплекса Гребенщиковской общины, дошедшего до наших дней в практически неизмененном виде. Тем более, что в этом году исполняется 110 лет со дня смерти Яниса Фридриха Бауманиса.

Так любознательность одних прихожан Гребенщиковского храма и исторические поиски других, привели к исчезновению одного из белых пятен в истории нашей общины.

Далее хотелось рассказать еще об одной семье архитекторов, внесших свой вклад в сооружение старообрядческих зданий. Это прибалтийские немцы – отец и сын Шмелинги.

Старший Рейнгольд Шмелинг (Schmaeling, 1840–1917) с 1879 года занимал должность главного архитектора Риги. Наиболее значительные его работы: Агенскалнский и Александровский (ныне Видземский) рынки, серийные Красные школы, больница имени П.Страдыня, дом «Улей» (ныне театр Русской драмы), Республиканская детская больница. По его проекту в 1883 году построили каменную ограду храмового комплекса вдоль набережной протока Даугавы (современная улица Маза Краста). Затем, в 1887 году ограда была продолжена вдоль улицы Гребенщикова. Особенно хорошо вписались в общий храмовый вид четыре часовенки, ограждающие женский и мужской входы, и по сей день служащие дополнительным украшением моленной.

Таким образом, каменный забор вокруг храмовых зданий Гребенщиковской общины построен по проекту главного городского архитектора Рейнгольда Шмелинга.

Сын Рейнгольда Шмелинга пошел по стопам отца и внес свой вклад в строительство старообрядческих зданий. Звали его Александр Рейнгольд Шмелинг (1877–1961). Его имя и его проект были открыты случайно в процессе поиска в историческом архиве.

Самый большой вклад, который внесла семья архитекторов Шмелинг – это, конечно, проект колокольни Гребенщиковского храма. В календаре за 1991 год написано, что колокольню проектировал А.Р.Шмелигин, но это описка. Автором проекта был Александр Рейнгольд Шмелинг. В кассовой книге Гребенщиковской богадельни есть несколько записей, в которых упоминается имя А.Шмелинга. 22 ноября 1905 года архитектору А.Шмелингу в счет вознаграждения за постройку колокольни выплачено 400 рублей. Последняя выплата за проект Шмелингу датируется 28 ноябрем 1906 года. Богадельня выплатила архитектору за строительство колокольни в общей сумме 700 рублей. Встречаются в кассовой книге несколько записей по выплате небольших сумм А.Шмелингу за изразцы на колокольню, за 25 фунтов краски. На чертеже А.Шмелинга виден образ, начерченный на фронтоне колокольни, обращенном к Двинской набережной. Образ размером 1,3 х 2,0 м находился над большими окнами 1-го этажа колокольни. В кассовой книге существует запись о том, что 3 октября и 12 декабря выплачено по 25 рублей иконописцу Григорию И.Иванову за образ Святителя Николы на колокольне. Скорее всего, образ Святителя Николы был написан на фронтоне колокольни, но, к сожалению, до наших дней не сохранился. В 1905–1906 годах творение архитектора Александра Рейнгольда Шмелинга, запроектированное на чертеже, было воплощено в реально построенной колокольне, характерной примеру русского зодчества 16 века, по типу столпообразующего храма Ивана Великого в Московском Кремле.

В заключение хочется поведать о кладбищенских зданиях бывшего старообрядческого (ныне Ивановского) кладбища. Расскажем о них в хронологическом порядке имеющихся документов.

21 апреля 1889 года Рижская строительная комиссия разрешила Рижскому Старообрядческому Церковному обществу построить одноэтажный каменный сторожевой дом. В настоящее время в этом доме размещается контора Ивановского кладбища (ул.Л.Кална, 19) и здание возвращено Гребенщиковской общине. В документах опять мы встречаем автограф архитектора Баумана, он руководил строительством сторожки, а работу производил каменщик Мирон Семенов Гаврилов.

28 июля 1889 года стройкомиссия разрешила Старообрядческому обществу удлинить каменный забор вдоль кладбища по Большой Горной улице. Строительные работы производились под руководством Баумана.

21 июня 1902 года стройкомиссия разрешила Гребенщиковской богадельне постройку деревянного одноэтажного дома на Якобштадской (Екабпилс), 28. Ответственное руководство постройкой принял техник – архитектор Г.(Индрикис) Девендрус, просьбу со стороны Гребенщиковской богадельни подписал попечитель К.Г.Макаров. Дом без изменений сохранился и принадлежит Гребенщиковской общине.

28 июня 1902 года Стройкомиссия разрешила строительство каменных ворот. Со стороны Гребенщиковской богадельни подписался попечитель К.Г.Макаров. Г.Девендрус отлично справился с руководством строительства кладбищенских каменных ворот (около сторожевого дома Л.Кална, 19). Ворота получились очень интересные с архитектурной точки зрения и по своей архитектуре ничем не уступают храмовым часовенкам, построенным по проекту Р.Шмелинга. Ворота Г.Девендруса и сегодня украшают вход Ивановского кладбища. Индрикис (Генрих) Девендрус (H.Dewendrus), как и выше названные зодчие, оставил свой след в архитектуре Риги. Он принадлежит к представителям рижской архитектурной школы, у которых не было высшего специального образования, вот почему он носил звание техника–архитектора. Его композиция фасадов зданий напоминала рационалистический «модерн». Это хорошо видно на доме М.Кална, 14/16.

В заключение статьи хочется отметить, что наши предки имели возможность и привлекали к сооружению зданий общины самых известных и передовых архитекторов своего времени, точно заботясь, чтобы красота и своеобразие построенных зданий дошли до наших дней.