Радость мирови


С 21 по 23 июня с.г. в Риге по пути из США в Россию находился чудотворный образ Тихвинской Богородицы. Икона, особо почитаемая староверами, покинула Соединенные Штаты Америки, где провела последние 60 лет и возвращается в Тихвинский монастырь. Столица Латвии стала первой остановкой чудотворной святыни на обратном пути. Остановка в Риге была сделана не случайно ибо, покидая пределы России в 1944 году, путь иконы лежал через Латвийскую землю.

Древлеправославная Поморская Церковь вспоминает явление иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Одигитрии Тихвинской 26 июня по старому стилю (9 июля по новому).

Третья Новгородская летопись, так называемый «Летописец Новгородский церквам Божиим», под 1383 годом отмечает: «В лето 6891 года во области Великого Новаграда, нарицаемой Тихфин, явися икона Пречистые Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем на руку Своею».

Первое явление святой иконы в 1383 г. на Руси произошло при благоверном великом князе Дмитрии Ивановиче Донском и при митрополите Пимене. Предание повествует, что икона Пресвятой Богородицы явилась над водами Ладожского озера в лучезарном свете. Первыми ее увидели рыбаки, закидывавшие свои сети. Они увидели необыкновенный яркий свет и, когда посмотрели вверх, то увидели в воздухе над водою движущуюся чудную икону Богородицы. Бросив свои сети, они с трепетом следили за движением святой иконы по воздуху. Икона явилась в тридцати верстах от озера. В том месте для нее поставили часовню и сразу же было от явленой иконы много исцелений.

Вскоре икона невидимо отошла из этого места, ее видели в двух местах в воздухе, блистающую неизреченным светом. Жители окрестных селений, пораженные чудом, всем сердцем молились и взывали ко Пресвятой Богородице. Икона опустилась на землю и множество больных получили от нее исцеления. Для иконы сразу же была устроена часовня, а затем и храм. Но икона пребывала здесь недолго.

Следующее явление ее было в 19 верстах от того места, и остановилась икона в 10 верстах от Тихвина. И там построили часовню и храм. Но и оттуда святая икона перенеслась на гору близ Тихвина, идя по воздуху, как легкое облако. К этому месту нового явления иконы стекались толпы народа, прибыли и священники с крестами и иконами. И все слезно взывали к Пресвятой Богородице. Во время этой всеобщей молитвы, явившаяся икона сошла на руки молящихся, изливая дивные чудеса. Начали возводить храм и уже срубили три венца. Рано утром, когда собрался народ, то ни иконы, ни начатого сруба на месте не оказалось на месте. Народ в глубокой горести оплакивал потерю святыни. Начались поиски иконы, во время которых икона была найдена к востоку, за рекой Тихвинкой, за две версты от той горы, где икона явилась.

Все увидели, что все это место сияет светом, а около иконы начатый сруб и деревья, приготовленные для постройки. Все в таком порядке, как бы кто передвинул сюда всю строительную площадку. Икона стояла на восточной стороне сруба никем не поддерживаемая и сияла светом. Это место стало окончательно избранным Пресвятой Богородицей для пребывания Ее иконы, на котором и был устроен деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

При строительстве храма произошло чудо – видение Юрыша, которому Богородица сказала ставить на храм деревянный крест, а не железный, потому что именно на деревянном кресте распяли Христа. Возводившие церковь не поверили Юрышу, и когда устанавливали железный крест, того, кто это делал, сдуло с купола вместе с крестом порывом ветра. Человек при этом чудом остался невредим. Деревянный храм трижды горел, и его трижды восстанавливали, а икона каждый раз чудесным образом оставалась целой и невредимой.

В 1510 году, через 10 лет после того, как деревянный храм сгорел, началось строительство каменного собора. Он строился «повелением Великого Государя и Великого Князя Василия Ивановича Всея Руси и благословением Митрополита Варлаама». Для сооружения собора прибыл из Москвы мастер Фрязини – итальянский архитектор, построивший к этому времени целый ряд известнейших сооружений Московского Кремля, и из Новгорода – нарядчик Дмитрий Сырков. В «Летописце Новгородском церквам Божиим», под 1515 годом существует следующая запись: «в лето 7023 – Поставили Новгородския области церковь каменную на Тихвине в монастыре..., а посвящена бысть на праздник Успения Пресвятой Богородицы... строена монастырскою казною».

Это строительство ознаменовано большим чудом. Когда храм был уже почти готов, неожиданно обрушились своды, завалив 20 рабочих. Все были уверены в их гибели, но когда через три дня разобрали завал, то обнаружили строителей живыми и здоровыми. В 1560 г. усилиями царя Ивана Васильевича Грозного на месте явления был устроен Успенский мужской монастырь, где и пребывала явленная чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

В 1613 г. Новгородом овладели шведы и напали на Тихвинскую обитель, но монастырь, охраняемый Царицей Небесной, выдержал тяжелое нападение. Но через некоторое время шведы вернулись опять. Шведский военачальник Делагарди отдал приказ разрушить монастырь до основания, а икону уничтожить. Окрестные жители в сильном страхе бежали в обитель и затворились там вместе с монахами и воинами. Осажденные больше надеялись не на крепость монастырских стен, а на неодолимую силу Заступницы Небесной.

Шведские войска, окружив обитель, делали яростные нападения, осажденные объяты были ужасом. Перед чудотворным образом день и ночь совершалась молитва. Во время осады одной благочестивой женщине по имени Мария, которой по ее вере и молитве перед чудотворной иконой возвратилось зрение, явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Объяви всем находящимся в обители, да возьмут Мою икону и обойдут по стенам вокруг и узрят милость Божию». С великой верой чудотворная икона с молебным пением была обнесена по монастырским стенам, шведы внезапно объятые сильным страхом, никем не гонимые бежали от обители. Но озлобленность врагов не ослабевала. Они вновь явились и еще с большими силами окружили монастырь. Обложив обитель, шведы стали делать подкопы под врата и стены. У осажденных была одна надежда – все со слезами припадали к чудотворной иконе и умоляли Пресвятую Богородицу умилосердиться над ними. И вот Господь поразил неприятели страшным чудом: они увидели, что со стороны Москвы идут к монастырю многочисленные полки вооруженных воинов. Осажденные укрепившись надеждою на небесную помощь, устремились на врагов, которые в сильной панике бежали, в беспорядке поражая друг друга. Плененные шведы говорили, что они видели многочисленное воинство, выходившее из монастыря для нападения на них. Это удивительное чудо заступничества Пресвятой Богородицы произошло в ночь на Воздвижение Креста Господня, 14 сентября 1614 года.

Но даже видимое заступничество Царицы Небесной не остановило шведского полководца, ослепленного ненавистью к Тихвинской обители. Он вновь посылает еще более многочисленные силы с приказанием разорить монастырь и разрушить Успенский собор. Узнав о таких страшных угрозах, защитники монастыря устрашились и решили бежать с чудотворной иконой в Москву. Но икона осталась неподвижно на своем месте, и никакие усилия не могли поднять ее с места. Оставшиеся немногочисленные защитники, возложив все свое упование на Пресвятую Богородицу, затворились в монастыре. Скорая Помощница не допустила осуществиться планам врагов. Неприятель был поражен новым чудом. Нападавшими овладел неописуемый ужас, и, не надеясь преодолеть явившуюся громадную силу, они в страхе и смятении бежали от монастыря. Весь православный народ прославил Небесную Заступницу. С тех пор враги не осмеливались нападать на обитель.

После этой чудесной победы в Тихвинский монастырь явились послы царя Михаила Феодоровича для заключения мира со шведами. С чудотворной иконы был сделан точный список, и, совершив молебное пение, послы с иконой отправились за 50 верст, в деревню Столбово, куда прибыли шведские уполномоченные. Здесь, пред иконою Пресвятой Богородицы был заключен, так называемый, «Столбовский мир». Это произошло 17 февраля 1616 года. Пресвятая Богородица была главной порукой мира со стороны русских. И после освобождения Новгорода от власти шведов с этою же Ее иконой послы направились в Новгород для заключения мира.

Тихвинская чудотворная икона Пресвятогй Богородицы была написана святым апостолом Лукой в I веке. Не однажды от многих христиан слышал апостол Лука благочестивое желание иметь изображение Богородицы. Апостол, будучи искусным художником, изобразил на доске пречистый Лик Богоматери с Младенцем на руках. По церковному Преданию Лукой были написаны еще несколько икон.

Икона Божия Матери, в последующем названная Тихвинской, вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских была послана апостолом Лукой в свой родной город Антиохию правителю города – Феофилу, который принял святое крещение и веру Христову. Впоследствии святая икона Богородицы была перенесена в Иерусалим.

В V в. супруга греческого императора Феодосия – Евдокия перенесла святую икону в Константинополь. Специально для пребывания этой святыни был воздвигнут великолепный храм, известный как Влахернский. Во время иконоборчества святыня была перенесена в монастырь Пантократора и замурована в стену. После прекращения иконоборческой ереси и гонений на святые иконы и их почитателей икона была возвращена в храм во Влахернах.

В царствование императора Иоанна Палеолога за 70 лет до падения Константинополя икона таинственно покинула Царьград и явилась на Руси близ Тихвина. Сказание о явлении чудотворной Тихвинской иконы повествует следующее: вскоре после чудесного явления иконы в Тихвине новгородские купцы посетили Царьград и молились в патриаршем соборе святой Софии. В беседе с Патриархом купцы рассказали о чудесном явлении иконы Божией Матери в Тихвине. Из сопоставления времени, когда икона исчезла из Константинополя и явления на Руси, Патриарх заключил, что это та же икона, что и была во Влахернском храме. При этом Патриарх сказал, что эта икона несколько раз скрывалась из Константинополя и являлась вновь. «Ныне же за гордость нашу и за неправды она нас совсем оставила», – такими словами закончил свою речь Патриарх. Он также показал во Влахернском храме киот и место, где стояла святая икона. Впоследствии в Тихвинском монастыре икону поставили так, как она стояла в Константинополе – у первого столба, справа от входа. Так она стояла до самого закрытия монастыря безбожниками.

Прославляя явленную чудотворную икону, которая «яко солнце пресветлое возсия на воздусе», на поклонение ей с древних времен притекали со всех сторон богомольцы, и приносили вклады как знатные, так и простые люди.

В 1714 году чудотворная икона была украшена серебряною ризою с жемчугами, а в 1836 году образу была пожертвована драгоценная риза из чистого золота весом около 10 килограммов. На ней были размещены 4809 бриллиантов, 539 бриллиантов розами, 141 алмаз, 412 жемчужных зерен, 4 изумруда, 5 яхонтов, 1 рубин, 2 бриллиантовые звезды и один крест из 11 алмазов. Но главным украшением ризы по своим ценностям были дары императорской семьи: великолепный изумруд с вырезанным на нем распятием Господним, принесенный в дар в 1734 г. императрицей Анной Иоанновной; резной голубой сапфир в 80 карат – дар императрицы Марии Феодоровны, и бразильский топаз – приношение великой княгини Екатерины Павловны. Дар графа Шереметева – золотая лампада, весом 16 килограмм и стоимостью 42 тысячи рублей.

В ХХ веке время всеобщего почитания иконы на Руси сменилось на время преследования. Начавшаяся для русского народа Великая отечественная война открыла в жизни иконы новые страницы, которые менее всего известны и изучены. Материал Оксаны Дементьевой «Спасение святыни» обогатит сказание о Тихвинской Богородице новыми историческими сведениями, приоткроет таинственную завесу и познакомит читателя со многими доселе неизвестными фактами.

Сегодня в истории чудотворного образа вновь происходят изменения – он возвращается в свою родную обитель, и возвращается тем же путем, как когда-то покидал Россию – через Латвию, через Ригу. Подготовка к столь великому, эпохальному событию началась заранее. В рижской гостинице «Латвия» 21 апреля с.г. состоялась пресс-конференция, посвященная остановке в Риге возвращающейся в Россию святыни. На пресс-конференции организаторы подробно рассказали о истории иконы и о Ее спасении, а также о программе пребывания святыни на Латвийской земле. После пресс-конференции оставалось только ожидать прибытия чудотворного образа и готовиться к Его достойной встрече.

Самолет с иконой на борту приземлился в рижском аэропорту около 10 часов утра 21 июня. А незадолго до этого в назидание нам как знамение свыше «разверзлися хляби небесныя», и начался дождь, который шел более суток почти без перерыва, и только утром следующего дня погода улучшилась. Таким образом, проверялась наша Вера, наше терпение, наша готовность поклониться чудотворной святыне после длительного стояния в очереди по 16–17 часов в непрекращающийся дождь. Отличительной чертой непрерывно движущегося потока людей были смирение и покорность, а также жажда прикоснуться к вечности, и никакие препятствия не могли остановить в людях стремления поклониться чудотворному образу и наполнить души свои Божественной благодатию.

Понимая, что все желающие не смогут пройти у иконы и поклониться Ей, были использованы возможности и достижения современной техники. В парке у собора был установлен большой экран, на котором демонстрировалось все происходящее у образа. Так людям, не попавшим внутрь собора, была дана возможность приобщиться к знаменательному событию.

Историческое, эпохальное событие не могло пройти мимо Старообрядческой Поморской Церкви. Латвия является одним из густонаселенных староверами-поморцами мест на земле, и благодать, осенившая Латвийскую землю, не оставила в стороне и древлеправославных христиан, почитающих чудотворный образ Тихвинской Богородицы своей величайшей святыней.

На протяжение веков нас волновали вопросы поклонения святыням, признаваемых Древлеправославной Церковью, но не находящихся в наших храмах. В результате, этот вопрос был вынесен на обсуждение Собора, и сегодня староверы знают, что Первый Всероссийский Собор христиан–поморцев, приемлющих брак, созванный в царствующем граде Москве в 1909 году определил: «Поклоняться и лобызать находящиеся в еретических храмах Святые мощи и древния чудотворныя иконы, признаваемые Церковию, – не возбраняется».

Организаторы возвращения святыни предоставили древлеправославным христианам время для поклонения чудотворной иконе. Используя такую возможность и основываясь на постановлении Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев, староверы решили отслужить молебен явлению Тихвинской Богородицы у самого чудотворного образа. Молебен у святыни отслужил председатель Центрального Совета ДПЦЛ, наставник Рижской Поморской Богоявленской общины о.Алексий Каратаев. Объединенным хором, составленным из причетников Рижской Богоявленской и Екабпилсской старообрядческих общин, руководил и.о. наставника Екабпилсской общины Василий Волков при поддержке и.о.наставника Елгавской общины Виктора Ситникова.

Служить молебен у иконы начали уже за полночь. Проникновенно и слажено пел хор, наполняя души молящихся неописуемой радостью. Спустя многие столетия у самой иконы вновь зазвучали в неизменной красоте древние знаменные распевы, которыми славили явление чудотворного образа на Руси в XIV веке, во времена расцвета Древлего Церковного Благочестия. Святость и неземная благодать, незримо исходящие от чудотворной иконы, давали верующим, молившимся у образа, ощущение чистоты Веры Христовой времен апостольских подчеркивая при этом все величие по истине исторического момента.

Молебен Пресвятой Богородице Тихвинской у самой Святыни оставил непередаваемые ощущения. Вслушиваясь в слова канона, перед нами проходила вся тысячелетняя история иконы, Ее обретение на Руси и показанные чудеса. Молящиеся мысленно переносились во времена расцвета Церковного Благочестия и становились соучастниками и свидетелями явления иконы в 1385 году близ Старой Ладоги: «Егда ангелы невидимо носиму пречестную икону Твою Владычице, и светозарно стоящу на воздусе людие видевше, радости не изглаголанныя исполнишася, яко просветишася светом милости Твоея» (песнь 3-я канона Пресвятой Тихвинской Богородицы).

Слова 6-й песни канона повествуют о водружении Креста на куполе храма и предупреждают нас о грядущей расплате за непокорность и преслушание, за неверие в благодать: «О предивнаго Ти чюдесе Владычице, за преслушание повеления твоего ужасно человеку со главы храма восхищену бывшу и на земли невредиму обретшуся, милостию Твоею Всепетая».

Прошло уже не одно столетие со дня славного и чудесного явления иконы на Святой Руси, но наша надежда на спасение, помилование, основанная на Древлеправославной Вере, осталась неизменной, и многокилометровая очередь стремящихся поклониться и с трепетом поцеловать святыню служит наглядным подтверждением незыблемости Церкви Христовой, о чем сказано в 9-й песне канона: «Радость мирови Дево не изглаголанную исходатаивши явлением Пречистыя Твоея иконы. Избави Владычице от всякия печали верою покланяющияся Ей, и со страхом целующия Ю. О Пресвятая Вся спаси и помилуй и Царствию Небесному сподоби».

По окончании молебна причт и древлеправославные христиане с верою поклонились иконе по чину поклонения 3-й недели Великого поста и со страхом целовали Ее. Пока староверы лобызали святыню, объединенный хор причетников пел попеременно величания Тихвинской Богородице: «Величаем Тя Пресвятая Дево и чтем Пречистаго Образа Твоего преславеное по воздуху прихождение» и «Достойно есть величати Тя Богородице, Честнейшую херувим и славнейшую без разсуждения серафим».

Уже была середина ночи, когда староверы закончили служить молебен и поклонение чудотворному образу. На улице продолжал идти дождь, и многокилометровая очередь жаждущих поклониться святыне окружала собор тройным кольцом. Первые сутки пребывания иконы на Латвийской земле подходили к концу.

Вся история иконы наполнена исходившими от нее различными чудесами для уверения нас маловерных. И сегодня, после поклонения святыне, с трепетом принимая дарованное благословение Пресвятой Богородицы, мы должны повернуть свои очи к Вечному Царствию и стать на путь исправления и спасения.

Когда-то ангелами невидима носима по воздуху икона покинула Константинополь и явилась на Руси. Константинопольский патриарх в последующем признал, что святыня покинула Цареград на совсем «за гордость нашу и не правды». Оставив тайно град Константина, икона показывала знамение и предупреждала о грядущих напастях. До падения Константинополя и осквернения в нем Древлеправославных святынь оставалось 70 лет.

На протяжении веков на Руси обителью чудотворной святыни был Успенский храм Тихвинского монастыря специально построенный, как и Влахернский храм в Цареграде для образа Пресвятой Богородицы. Но времена расцвета Древлего Благочестия сменились в 17 веке расколом Русской Церкви, который привел к установлению безбожного коммунистического режима в 1917 году.

В результате во время Великой Отечественной войны в 1944 году чудотворная святыня покидает Россию и покидает ее при помощи людей, но тайно, ибо открыто вывезти Ее просто не дали бы. Своим уходом из России икона вновь предупреждает о грядущих нестроениях и гонениях на Церковь Христову, на сей раз в земле Русской. Предупреждение очень скоро сбывается. Дарованные послабления Церкви в годы Великой отечественной войны сменяет новый великий поход на религию: вновь пилят Кресты на куполах, вновь закрывают храмы, превращая их в склады, клубы, планетарии, а советский лидер в 60-е годы обещает к 90-му году «показать по советскому телевидению последнего советского попа». Таким образом, покинув в годы войны Советский Союз, чудотворная икона Тихвинской Богородицы в очередной раз избежала возможного осквернения.

Сегодня, спустя годы образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой, возвращается в Россию и возвращается по воздуху, как и в первое свое явление на Руси когда «ангелы невидимо носиму пречестную икону Твою Владычице, и светозарно стоящу на воздусе людие видевшее». Да, конечно святыня возвращается домой на самолете при помощи людей, но таким образом Пречистая Богородица оберегает нас Своим Покровом и призывает укрепить нашу Веру.

Остановка иконы в Риге вызвала в Латвии большой интерес всех слоев общества. Посмотреть на икону пришли руководители государства и столицы в т.ч Президент страны, премьер-министр, председатель Сейма. Большой и решающий вклад в организацию возвращения чудотворного образа в Россию внес рижский предприниматель Карлис Зариньш.

23 июня 2004 года самолет с чудотворным образом на борту взял курс из Риги на Москву. К месту своего постоянного пребывания в Тихвинском монастыре икона прибудет 9 июля 2004 года по новому стилю в день празднования явления иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Одигитрии Тихвинской.