Застолица. Кухня староверов Эстонии


Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена важнейшей и во многом своеобычной стороне бытовой культуры староверов Эстонии – культуре питания. Данное издание, предпринятое по инициативе председателя Союза старообрядческих общин Эстонии и Общества культуры и развития староверов Эстонии Павла Григорьевича Варунина, пополняет серию изданий последнего десятилетия, представляющую собой своего рода «энциклопедию» культурного наследия староверов и охватывающую такие сферы их культуры, как конфессиональная жизнь, язык, фольклор, книжность.


Автор книги – Марина Кувайцева, научный сотрудник-фольклорист Нарвского музея, руководитель фольклорного ансамбля «Супрядки». Материалы для книги собраны во время экспедиций Нарвского музея в староверческие поселения Западного Причудья (1999 – 2008 гг.). Экспедиции проведены под руководством М. Кувайцевой и при ее непосредственном участии. Основу книги составляют аудиозаписи бесед с жителями Причудья об их повседневной и обрядовой кухне, способах приготовления пищи, расшифрованные автором с бережным сохранением основных диалектных особенностей речи рассказчиков. Из всего массива аудиозаписей отобрано 718 текстов разного объема от 46-ти информантов – староверов из деревень Рая, Кикита, Тихеда, Кольки, Казепель, Воронья и городов Калласте, Муствеэ, Тарту; свыше 450 текстов являются собственно рецептами. Художественное оформление издания, выполненное в традициях рукописной и старопечатной старообрядческой книги и народного лубка, с добрым юмором и любовью, принадлежит П.Г. Варунину.

Книга «Застолица. Кухня староверов Эстонии» имеет несколько принципиальных отличий от привычных книг по кулинарии. Во-первых, специфика традиционной культуры питания жителей Западного Причудья определяется многими факторами: экономической деятельностью, жизненным укладом, конфессиональной принадлежностью, контактами с эстонским населением. Именно поэтому наряду с рецептами в книгу включен материал, связанный с разными сторонами жизни староверов. Во-вторых, отличается от принятых в поваренных книгах состав и последовательность некоторых подразделов. Так, поскольку чаю, вареному сахару и рыбе принадлежит особое место в культуре питания староверов, то «Чай» выведен из подраздела «Напитки» в самостоятельный подраздел, а подраздел «Рыба» предшествует подразделу «Мясо». В-третьих, рецепты многих блюд даны в нескольких вариантах, отражающих специфику их приготовления в разных населенных пунктах, с одной стороны, и индивидуальное приготовление в разных семьях – с другой. В-четвертых, последовательность рецептов в ряде случаев подчинена историческому принципу: сначала приводятся рецепты наиболее старых, традиционные блюд, затем поздних, появившихся во второй половине XX века. Наконец, в рецептах отсутствует точное соотношение необходимых ингредиентов, поскольку каждая хозяйка определяет его исходя из опыта.

Книгу открывает вступительная статья автора «Традиции питания староверов Западного Причудья», в которой характеризуются основные продукты питания староверов, рассматривается влияние эстонской культуры на русскую кухню, специфика приготовления пищи в русской печи и набора посуды, рассказывается о правилах поведения за столом, распорядке питания в староверческих семьях и произошедших изменениях в традиционном приготовлении пищи. В статью включены и фрагменты рассказов староверов, имеющие отношение к рассматриваемым вопросам.

Книга состоит из трех разделов: «Повседневная кухня», «Обрядовая кухня» и «Приложение». В первый раздел включены рецепты приготовления пищи, употребляемой каждый день, касающиеся выпечки хлеба, приготовления закусок, супов, рыбных, мясных, овощных, молочных, сладких блюд и напитков, а также заготовки продуктов впрок. Раздел «Обрядовая кухня» разделен на две части. В первой приводятся блюда, употребляемые во время календарных обрядов: постов, Рождества, Пасхи. Вторая часть содержит описание «застолицы», связанной с семейными обрядами: рождением и крещением детей, свадьбой, похоронами. Кроме рецептов читатель найдет здесь и описания соответствующих обрядов, принадлежащие как автору, так и рассказчикам-староверам. Важные сведения о традициях питания содержатся в последнем разделе «Приложения». Здесь приведены многочисленные рецепты пирогов, без которых не обходится ни повседневная, ни обрядовая кухня староверов. Специальное внимание обращено на питание беременных, детей и работающих вне дома, на использование домашних лечебных средств. В этот же раздел включено описание «застолиц», связанных с празднованием в некоторых семьях Дня Ангела и детской рождественской елки – обычая, вошедшего в жизнь староверов во второй половине XX века. Наконец, специальный подраздел посвящен помощи детей родителям по кухне и в обеспечении семьи продуктами питания.

Диалектные слова и выражения, значения которых могут быть непонятны читателю, отмечены и разъяснены в специальном словаре-справочнике. В конце книги помещены сведения об информантах с указанием места записи, имени, отчества, фамилии, года рождения и номеров записанных от них текстов. Низкий поклон этим людям – хранителям традиций староверия на эстонской земле.

Книга «Застолица. Кухня староверов Эстонии» является первым опытом представления традиции питания в русской старообрядческой культуре России и зарубежья. Она будет интересна не только староверам, но и всем читателям, интересующимся культурой разных народов. С помощью «Застолицы» многие из них наверняка попробуют приготовить и вкусные постные блюда, и «жаренную в воде» рыбу, и уникальную староверскую пасху из семи лепешек, и знаменитый причудский вареный сахар, традиция приготовления которого утрачена в российской деревне, и многое другое.

Ольга Геннадьевна Ровнова
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник
Института русского языка им. В.В. Виноградова
Российской академии наук (г. Москва)

Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь , чтобы зарегистрироваться